Логирование: что это и в чем его польза


Логирование: что это и в чем его польза

Если в работе сервера, компьютера или программного обеспечения возникла неизвестная ошибка, в первую очередь смотрят логи. Лог — текстовый файл с информацией о действиях программного обеспечения или пользователей, который хранится на компьютере или сервере. Это хронология событий и их источников, ошибок и причин, по которым они произошли. Читать и анализировать логи можно с помощью специального ПО.

Так выглядит файл с логами

Логирование: что это и где применяется

Логированием называют запись логов. Оно позволяет ответить на вопросы, что происходило, когда и при каких обстоятельствах. Без логов сложно понять, из-за чего появляется ошибка, если она возникает периодически и только при определенных условиях. Чтобы облегчить задачу администраторам и программистам, в лог записывается информация не только об ошибках, но и о причинах их возникновения.

После перехода в продакшен, работу приложения нужно постоянно мониторить, чтобы предотвращать и быстро реагировать на потенциальные ЧП. Анализ логов — один из базовых инструментов в работе ИТ-специалистов. Он помогает обнаружить источники многих проблем, выявить конфликты в конфигурационных файлах, отследить события, связанные с ИБ. А главное, благодаря логам найденные ошибки можно быстро исправить. Поэтому логирование так важно при отладке программ, поиске источников проблем с прикладным программным обеспечением и базами данных.

Логи должны записываться во время работы каждого ИТ-компонента.

Вот несколько типичных случаев, в которых применяются логи:

  • Администратор ищет причины возникновения технических проблем, сбоев в устройства или операционной системы и недоступности сайта.
  • Разработчик проводит дебаг, то есть ищет, локализует и устраняет ошибки.
  • Seo-специалисты собирают статистику посещаемости, оценивают качество целевого трафика.
  • Администратор интернет-магазина отслеживает историю взаимодействия с платежными системами и данные об изменениях в заказах.

Типы логов

Существуют разные уровни и разные подробности логирования. Когда ошибку сложно воспроизвести, используют максимально подробные логи; если это не требуется, собирают только ключевую информацию. Для работы с логами и поиском информации в огромных текстовых данных используют специализированные инструменты.

Для удобной работы с логами их делят на типы. Это помогает быстрее находить нужные и выбирать правильные инструменты для работы с ними. Например, выделяют:

  • системные логи, то есть те, которые связаны с системными событиями;
  • серверные логи, регистрирующие обращения к серверу и возникшие при этом ошибки;
  • логи баз данных, фиксирующие запросы к базам данных;
  • почтовые логи, относящиеся к входящим/исходящим письмам и отслеживающие ошибки, из-за которых письма не были доставлены;
  • логи авторизации;
  • логи аутентификации;
  • логи приложений, установленных на этих операционных системах.

Также логи можно типизировать по степени их важности:

  • Fatal/critical error — то, что нужно срочно исправить.
  • Not critical error — ошибки, которые не влияют на пользователя.
  • Warning — предупреждения, то, на что нужно обратить внимание.
  • Initial information — информация о вызовах API сервиса, запросах в БД, вызовах других сервисов.

Где ITGLOBAL.COM использует логирование

Специалисты ITGLOBAL.COM настраивают автоматический сбор, хранение и обработку логов в облачном хранилище. Облако позволяет воспроизвести события на целевой системе даже при ее полном отказе.

Поясним на примере. Допустим, файловая система одной из виртуальных машин повредилась и все данные на сервере были уничтожены. Инженеры получают уведомление об этом инциденте от системы мониторинга и восстанавливают работоспособность сервера через бэкапы. После этого они анализируют логи, которые сохранились благодаря удаленной системе хранения. Они похожи на черный ящик самолета, так как с их помощью специалисты восстанавливают последовательность событий при инциденте, делают выводы и вырабатывают решения, которые предотвратят появление таких инцидентов в будущем.

Также инженеры ITGLOBAL.COM используют логи для анализа действий пользователей. Они в любой момент могут восстановить, кто и когда совершал определенные действия внутри системы. Для этого специалисты используют инструменты, которые автоматически контролируют базовые события, касающиеся безопасности. Например, если в субботу ночью появится учетная запись с правами суперпользователя, система сразу зарегистрирует это событие и пришлет уведомление. Инженеры уточнят легитимность новой записи, чтобы предотвратить попытку несанкционированного доступа.

Инструменты

Сбор, хранение и анализ логов выполняется с помощью специальных инструментов. Расскажем, какие из них используют специалисты ITGLOBAL.COM.

Elasticsearch, Logstash и Kibana

Логи всех информационных систем, подключенных к услуге Managed IT, хранятся в распределенном хранилище на базе решения ELK (Elasticsearch, Logstash и Kibana). Механизм сбора логов выглядит так: Logstash собирает логи и переносит их в хранилище, Elasticsearch помогает найти нужные строки в этих логах, а Kibana визуализирует их. Все три компонента разработаны на основе открытого кода, благодаря чему их можно модифицировать под потребности компании.

  • Logstash — приложение для работы с большими объемами данных, собирает информацию из разных источников и переводит ее в удобный формат.
  • Elasticsearch — система для поиска информации. Помогает быстро найти нужные строки в файлах хранения.
  • Kibana — плагин визуализации данных и аналитики в Elasticsearch. Помогает обрабатывать информацию, находить в ней закономерности и слабые места.

Wazuh

Решение с открытым кодом для поиска логов, коррелирующих с моделями угроз информационной безопасности. С его помощью специалисты ITGLOBAL.COM мониторят целостность ИТ-систем и оперативно реагируют на инциденты.

  • обнаружить скрытые процессы программ, которые используют уязвимости в ПО для обхода антивирусных систем;
  • автоматически блокировать сетевую атаку, останавливать вредоносные процессы и файлы, зараженные вирусами.

Почему логирование нужно каждой компании

Логирование — еще один способ эффективно контролировать состояние инфраструктуры. В ITGLOBAL.COM оно входит в пакет услуг Managed IT. Вместе с сервисами мониторинга логирование существенно экономит время инженеров при расследовании тех или иных инцидентов. А главное, с помощью анализа логов можно предотвратить инциденты в будущем.

Компании, которые используют логирование в рамках услуги Managed IT, уменьшают общее количество инцидентов и получают принципиально другой уровень контроля над инфраструктурой.

Также сервис удобен для разработчиков, которые с помощью простых интерфейсов могут в режиме реального времени отслеживать работу своих приложений.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *